ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. Учебный пункт
Если ты смотришь на год вперед, выращивай рис.
Если ты смотришь на двадцать лет вперед, выращивай деревья.
Если ты смотришь вперед на столетия, выращивай людей.
Китайское изречение
Руководитель
Геннадий Васильевич Мочалов был основателем и первым директором учебного пункта. В январе он отметил 80-летие. По словам юбиляра, за эти годы он накопил огромный трудовой стаж 65 лет, … из которых он посвятил НТЗМК.
— Сам я с Вятки из села Макарье, — так начал нашу беседу Геннадий Васильевич. — Отец был председателем колхоза, а мать растила детей. Нас было шестеро: три мальчика и три девочки. Когда в 42-м после ранения на фронте умер отец, стало тяжело. Мы помогали матери как могли. А она всегда говорила, что нам надо учиться. И я прислушался к совету. В Кирове поступил в училище на каменщика. Потом служба в ракетных войсках в Феодосии. А после армии в 59-м году приехал к сестре в Нижний Тагил, да и остался тут – понравился город. И, конечно, снова пошел учиться, на этот раз на … .
Положение дел
В начале 60-х годов в СССР шло активное промышленное строительство, металлоконструкций требовалось все больше и больше. В марте 1964 года НТЗМК начал строительство второго корпуса, который позволил бы увеличить мощности предприятия почти в 3 раза – до 110 тысяч тонн металлоконструкций в год. В истории завода этот этап получил название второй реконструкции.
Чтобы новые цеха заработали, нужны были десятки рабочих рук. На производстве не хватало людей основных профессий: газорезчиков, разметчиков-наметчиков, электросварщиков, правщиков, сборщиков, маляров. Для утоления кадрового голода и дальнейшего успешного развития предприятия, в 1965 году на базе НТЗМК создали учебный пункт, его и возглавил Г.В. Мочалов.
— В колледже моим руководителем дипломного проекта был Б.Ф. Парашин. И однажды он меня спрашивает, Мочалов, а ты куда после учебы собираешься? Я в то время работал на НТМК на стройке. Давай к нам, я вижу, ты парень толковый. Я спросил, кем. Он ответил, что начальником учебного пункта. Я, конечно, согласился.
Так 26 августа 1966 года по личному приглашению главного инженера завода Геннадий Васильевич пришел на ЗМК начальником отдела подготовки кадров.
— Минмонтажспецстрой нашему заводу дал право организовать учебный пункт и обучать для себя кадры. Это как лицензия, если выразиться современным языком, — вспоминает Г.В. Мочалов. – Сначала не было никакой базы, то есть ни здания, ни классов, ни учебников, ни преподавателей. Для начала нам выделили одну комнату в клубе. Немного обустроив помещение, поставив самодельные столы и стулья, мы начали учебный процесс. Позже А.Г. Сысолятин предложил присмотреться к помещению в здании первого корпуса. Я нарисовал, какие перегородки нужны для классов, и вскоре на втором этаже вместо душевых были готовы два класса и мой кабинет. Впоследствии помещения центра меняли три раза – мы располагались и в бытовом корпусе старого здания, и в бывшей столярке.
За преподавателями тоже дело не стало. Решили приглашать своих же специалистов, которые трудятся в цехах. Это были опытные работники, настоящие мастера своего дела: В.Б. Ротермель, И.М. Церф, В.Н. Каменев, Ф.И. Попов, Н.В. Бородин, В.П. Дергачев, А.А. Свинин, Ю.Н. Перевалов и многие другие.
Контингент
Первыми нашими учениками были условно досрочно освобожденные осужденные (в основном за автомобильные аварии), военные строители Главспецстроя Минмонтажспецстроя СССР, живущие в спортивном зале на заводе, учащиеся ПТУ, солдаты военной части, расположенной на Вые. Кстати, в стройбате служили в основном представители южных национальностей: узбеки, таджики, казахи, киргизы, чеченцы, армяне, азербайджанцы. Зачастую ребята даже не разговаривали по-русски. Вот из этого «букета» разношерстного народа надо было делать специалистов – и мы делали.
Обучали крановщиков по 60 человек в год, а также стропальщиков, станочников, сверловщиков, газорезчиков. За год обучение проходили 350-380 человек, а квалификацию повышали порядка 400-500 специалистов.
Куда девать столько работников, спросите вы? А я объясню. В 66-м году как раз запускали второй корпус, а там работников требовалось больше, чем в первый — только кранов там 40 штук, на которые надо по 2-3 работника, чтобы закрыть круглосуточно. Но специалисты высоток стремительно исчезали, будто сквозь сито. Отчасти виной тому была воинская часть. Сами понимаете, ребята в стройбате молодые, а крановщики в то время это практически 100% девушки. Так что после дембеля наших тагильчанок в качестве жен увозили в теплые края. Получалось так, что и профессии обучили, и в личной жизни помогли.
И школа тоже
Когда в начале 70-х годов вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дельнейшем развитии общеобразовательной школы», на базе учебного пункта организовали школу рабочей молодежи для тех, у кого не было полного среднего образования.
— К этому времени у нас был накоплен большой опыт, ведь учебный центр функционировал уже 10 лет, делится воспоминаниями Геннадий Васильевич Мочалов. — В школе рабочей молодежи мы открыли два восьмых класса, два девятых, десятый и одиннадцатый. В каждом учились порядка 15-20 человек.
Учебные предметы у нас вели преподаватели из школы рабочей молодежи №5, которая располагалась по улице Гвардейской, 25. Приходили проводить уроки по заключенному договору. Учились в рабочее время. По заводу был издан приказ, в котором предписывалось освобождать сотрудников от обязанностей и направлять на обучение. Все руководители участков и цехов содействовали посещению этих занятий.
Четыре года мы учили людей таким образом. Результат от таких начинаний, конечно, был. Некоторые наши ученики поступали даже в высшие учебные заведения.
Начальником учебного пункта я проработал 18 лет. А потом мне сказали: «Василич, ты уже всех обучил, пора навести порядок. И в 1982 году меня перевели начальником отдела охраны труда и техники безопасности. В этой должности я тоже долго трудился… Но это уже совсем другая история.
Намедни и нынче
В конце прошлого столетия настала эпоха перемен, которые не обошли стороной и учебный пункт.
За четверть века он несколько раз претерпел структурные изменения. С 1992 года учебный пункт вошел в состав отдела кадров НТЗМК. Позже, с ноября 2001 года его вывели в отдельное структурное подразделение — снова стал учебным пунктом. Через два года был переименован в отдел подготовки кадров, а в 2008-м преобразуется в отдел обучения и развития персонала. С ноября 2015-го ОО и РП вернулся в состав отдела кадров.
Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, поэтому по сей день подразделение занимается подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации заводчан и работой с вузами и учебными заведениями среднего профессионального образования.
Впервые лицензию на оказание образовательных услуг учебный центр получил в 2004 году и каждые 5 лет успешно подтверждал. В настоящее время документ выдали бессрочно.
Самое большое количество профессий, по которым обучали на заводе – 56, сейчас, по словам специалистов отдела кадров, обучиться предлагают по 47 профессиям. Некоторые профессии, в связи с модернизацией производства, стали не востребованы на предприятии.
Самостоятельно на заводе обучают только рабочим профессиям, специалистов же направляют в учебные центры по всей стране. Внешнее обучение может проходить и заграницей. Например, во время модернизации завода импортными станками (2008 – 2010 гг.), рабочие и инженеры отправлялись в командировку в Италию. Кроме того, была практика оказания образовательных услуг сторонним организациям по подготовке газорезчиков, сварщиков и стропальщиков.
Сроки обучения зависят от профессии. Минимальный — 1 месяц, за это время успевают подготовить для производства стропальщиков и обрубщиков. Слесарь по сборке металлоконструкций обучается 4 месяца, после чего сдает квалификационный экзамен (теория и квалификационная работа). Данная профессия, утверждают в отделе кадров, считается уникальной. Ни одно образовательное учреждение в городе не готовит рабочих по этому востребованному направлению. Такие штучные сотрудники обучаются только на нашем предприятии. К подготовке допускают рабочих, закончивших строительный техникум по специализации ПГС.
Самый длительный срок обучения у сварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах – 6 месяцев. Однако по этому направлению рабочих не готовят уже более 5 лет.
Преподавательский состав – это главные специалисты предприятия. Такой подход помогает обеспечить преемственность и адаптацию к специфике производства.
Как отмечают специалисты отдела кадров, желающих получить вторую профессию нынче много, особенно, среди молодежи. Молодые рабочие заинтересованы получить как можно больше профессий. Так в 2015-м году квалификацию повысили 263 работника, а в прошлом почти в два раза больше (см. диаграмму). За два последних года вторую профессию получила без малого сотня заводчан. А это значит, что дело, начатое полвека назад живо и все еще перспективно.
Желаем всем специалистам, вовлеченным в процессе обучения персонала, постоянного развития, хороших учеников и много лет успешной работы на благо предприятия.