Лети — лети, лепесток
Какими будут воздухонагреватели, собираемые по частям, целиком, пока остаётся только представлять. Но чтобы понимать, важность этих элементов, приводим небольшую справку.
Доменные ВН являются регенеративными теплообменниками. Каждый из них представляет собой цилиндрическую конструкцию, заполненную многорядной решеткой (насадкой), выложенной из огнеупорных блоков.
Полный рабочий период регенеративных воздухонагревателей состоит из двух рабочих циклов:
- цикл нагрева насадки (газовый период), когда продукты горения отопительного газа (доменного или смешанного) подаются сверху и, проходя через насадку, нагревают её;
- цикл нагрева дутья (дутьевой период), когда нагреваемый воздух (холодное дутьё) подается снизу в разогретую насадку и, проходя через неё снизу вверх, нагревается. Насадка при этом охлаждается.
В связи с этим количество воздухонагревателей не может быть меньше двух. В доменном производстве используются блоки в составе трёх (как у будущей ДП №7) или четырёх аппаратов.
Воздухонагреватели во многом определяют экономику доменного производства. Повышение температуры доменного дутья приводит к сокращению расхода кокса и к росту производительности печей, что существенно снижает эксплуатационные расходы.
Техническая оснастка для сборки куполов была выставлена в 8-ом пролёте в середине марта. «Специфического названия у неё нет, — рассказывает опытный сборщик А.А. Лобанов. – Ставится ложный пояс. В центре кольцо, зафиксированное на колонне, к которому подводим сами лепестки. Такая конструкция позволяет жестко поддерживать конфигурацию купола». Первую вытянутую полусферу сложили уже 20 числа. Укрупняли и заваривали конструкции представители организации «УралДомноРемонт — Екатеринбург».
Отдельного внимания заслуживают и составные части свода, который увенчает многометровые воздухонагреватели. Изящные завальцованные лепестки 3,27 м в длину. На каждый конус таких требуется по 16 штук.
«В последнем ярусе торовой части было по 24 элемента. Деталей получается меньше, но процесс вальцовки сложнее: детали длинные, радиусы крутые, подгонка должна быть тщательнее. Где-то перегнули, где-то наоборот, поэтому, приходится подгонять потом вручную, — говорит об особенностях процесса вальцовщик С. Кузьминых. — Заморочек достаточно. На каждую деталь уходит более часа. Закатал, подогнал, сдал. За смену 7 штук получается».
Два купола прошли процесс контрольной сборки, укрупнения и сварки. Их уже отправили на монтаж. Тем временем в 8 пролёте сварщики трудятся над последним, третьим.
«Контрольные сборки прошли успешно, — комментирует Д.А. Ершов, главный инженер предприятия. — Несмотря на то, что на предыдущем ярусе было 5 сварочных стыков, а здесь 24. Утяжка металла гораздо больше. Поэтому приняли решение не ставить замковую карту. На монтаже купол поставят, выверят, только потом добавят последний элемент и заварят. Кроме того в этот раз мы не стали подрезать замковую часть. В 13-м ярусе, после подгонок, на площадке выяснилось, что одной детали не хватает 50 мм ширины. Толщина металла купола 25 мм. Мы не знаем, на сколько его в итоге уведёт, поэтому окончательную подгонку свердловчане сделают на месте. К концу недели отгрузим третий купол. В поставленные сроки укладываемся. Учитывая то, что впервые занимаемся изготовлением подобных конструкций, считаю, что все сработали хорошо».
Для масштабного проекта ЕВРАЗа за прошедший месяц НТЗМК (совместно с субподрядными организациями) отгрузил порядка 1600 тонн. Если вести подсчёт с начала работы над заказом (октябрь 2016), то на конец первого квартала отправлено 5300 тонн из планируемых 18 тысяч.