Отделять зерна от плевел
С конца июня в производство поступили чертежи для изготовления доменных желобов. Система состоит из главного и транспортных желобов и входит в литейный двор печи. Конструкции используют для разделения продуктов плавки при их выпуске из вертикальной печи. Сечение и длина главного больше остальных желобов. Он является наиболее ответственным участком в общей схеме. Чаще всего главный жёлоб размещают на индивидуальном фундаменте с возможностью свободного перемещения по нему. Состоящий из нескольких секций, монтируется он без уклона. Для защиты металлического кожуха, его многослойно футеруют (обкладывают огнеупорным кирпичом) и оснащают водным охлаждением.
Транспортные желоба используют для отделения шлака от чугуна и его транспортировку в технологические ёмкости или агрегаты для транспортировки. Чтобы конструкции были габаритным, желоба с меньшим сечением так же делят на секции. Монтируются они на строительной площадке уже с уклоном.
Толстые металлические короба собирают и заваривают в 7 и 5 пролётах ЦМК. Заказ 308036 состоит из 27 марок и вместе с монтажными элементами имеет вес 255 тонн. Чертежи для него изготавливались не нашим ОГК. Об их особенностях редакции рассказал технолог предприятия К.Л. Бишаров.
– На данный заказ пришли не привычные для производства чертежи КМД, а машиностроительные. На них Позиции и разъяснительные надписи делаются только один раз на каком-то одном из видов. Чтобы собрать конструкцию, надо иметь сам чертёж и к нему пачку деталировочных. Поэтому в большую часть чертежей вносили изменения наши конструкторы, например, меняли обозначения фасок. Для сварщиков возникли сложности в обозначении сварных швов. Кроме того, разъясняли некоторые вопросы для отдела труда, чтобы чертежи правильно нормировали.
В первоначальных рекомендациях было прописано, что варить металлоконструкции надо электродами и катет шва должен быть 5 мм. У нас на производстве варят автоматической и полуавтоматической сваркой и от 6 мм. На секции желобов в основном накладывается катет шва в 12 мм.
На чертежах КМД, которые делают наши специалисты, на каждом виде много описательных элементов: номера позиций, реснички, катеты шва. По новым чертежам, которые приходят на завод, мы видим, что от этого постепенно отходят. Вместо ресничек теперь упрощённое изображение сварных швов формата ISO.
Шестую домну завод делал примерно два года, при условии, что брал на себя не весь объём металлоконструкций. А теперь мы занимаемся всем и уже построить необходимо за год. В этой связи не удивительно, что чертежи по желобам, как и по многим доменным заказам, надо было запустить в производство в максимально сжатые сроки. Предвидя трудности и стараясь сократить количество вопросов из цеха, я постарался как можно подробнее расписать технологические нюансы.
О том, как идёт работа над главным жёлобом домны, рассказал слесарь по сборке металлоконструкций В. Алимов:
– То, что в новых чертежах нет информации и размеров, как на чертежах КМД, конечно, недоработка. Но больше трудностей было именно по сварке. Дело в том, что все швы варятся в нижнем положении. Первый жёлоб, который собирали в 7 пролёте, варили уже в сборе. Это получилось весьма трудоёмко. Весит марка порядка 15 тонн. Первую конструкцию пришлось крутить и кантовать. При работе с последующими подобными конструкциями, мы учли опыт и немного усовершенствовали исходную технологию обработки. Стали варить секцию тремя частями: само нижнее полотно и две стенки. Потом их ставили и заваривали оставшиеся швы в нижнем положении. Так получилось гораздо проще и удобнее.
Собирается кожух главного желоба из металла 40 мм и 20 мм. На данный момент четыре секции уже готовы. Однако, хочу заметить, что это далеко не самые сложные конструкции, которые тут собирались.