ТулаЧерМет: Как закалялась сталь
Магнитогорский, Новолипецкий, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, трубные заводы в Каменске-Уральском и Первоуральске, стан-5000 в Выксе — это лишь примеры объектов по данному направлению работы НТЗМК на территории России. В 70-80-ых конструкции, изготовленные в Нижнем Тагиле, десятками тысяч тонн отправлялись на экспорт. Босния и Герцеговина, Иран, Нигерия, Пакистан — металлурги 3 континентов знакомы с маркой НТЗМК.
Однако с начала 90-ых поток продукции НТЗМК для металлургической отрасли сильно обмелел. Едва ли не единственный более-менее крупный проект последнего десятилетия — строительство установки вдувания пылеугольного топлива ЕВРАЗ НТМК (2011 г.).
Бурный рост тяжелой промышленности в развивающихся странах Восточной Европы и Азии ограничил потребности в расширении производственных мощностей. Более 2 миллиардов тонн «чернины», ежегодно производимых Китаем, Индией, Южной Кореей, и вовсе ставят вопрос о будущем российских металлургов. Продукция низких переделов: чугун и рядовые марки стали — не находит спроса. Сильный износ основного оборудования и морально устаревшие технологии ведут к проигрышу конкурентной борьбы более молодым азиатским производителям.
Кажется, что решение очевидно: модернизация основных производственных фондов и задействование высоких переделов: производство спецсталей, расширение сортамента проката. И, хотя далеко не все российские металлургические компании, как мы видим на примере того же ЕВРАЗа, готовы начать вкладываться в свое будущее, есть и положительные примеры.
Так, более 3 тысяч тонн продукции НТЗМК III-IV кварталов отправится в Тулу, где началось строительство нового литейно- прокатного комплекса. Инициатор стройки — ПАО «ТулаЧерМет» — предприятие с 85-летней историей, одно из ключевых производств металлургической базы Центральной России.
В каком-то смысле тульские металлурги в определенный момент стали заложниками давних традиций своего предприятия. Как и сто лет назад, основная продукция комбината сконцентрирована на самых низких переделах: это чугун и сопутствующие стройматериалы, получаемые из отходов руды и агломерата (щебень, граншлак). Для того чтобы вновь стать конкурентоспособным предприятием полного цикла, компании необходимо за очень короткий промежуток времени совершить мощнейший — революционный — технологический рывок.
«В Туле будет сталь!» — как заклинание, из номера в номер повторяет корпоративная газета ТулаЧерМета «Новотульский металлург». В рамках проекта нового литейно-прокатного комплекса производительностью 1,5 млн тонн уже к концу 2017 года планируется реконструкция доменной печи, возведение блока воздухоразделительных установок, отделения производства извести, кислородно-конвертерного и сортировочного цехов, склада ферросплавов. К работе с чертежами последнего из перечисленных объектов в конце мая приступили инженеры-конструкторы НТЗМК. Рассказывает И.П. Калинина:
— В самом начале работы с таким масштабным проектом, конечно, сложно составить общее впечатление о нем. В настоящее время мы работаем с несколькими спецификациями чертежей по объекту «склад ферросплавов и сыпучих материалов». Массивные бункерные балки, бункера, щиты настила с первых же дней работы составляют приятную противоположность ажурным балочкам и связям Антипинского НПЗ. Это очень солидные и по весу, и по габаритам, очень ответственные конструкции, которые, может быть, не так сложны в изготовлении, как «Лахта» или павильон в Астане, однако также ставят перед конструктором целый ряд интересных задач.
Любопытный факт, подтверждающий наш теоретический вывод о, мягко говоря, не лучшем состоянии отечественной металлургии, узнаем мы из беседы с руководителем КБ. Парадоксально, но факт: для строительства российского металлургического комбината могут потребоваться зарубежные марки стали! Так, по изначальным расчетам проектировщиков, достаточную износостойкость конструкциям такого рода сегодня способна обеспечить только производимая в Швеции сталь HARDOX®. Неудивительно, что одной из задач проекта, реализуемого благодаря значительной государственной поддержке, является импортозамещение. Как обещают тульские металлурги, акцент в деятельности строящегося ЛПК будет поставлен на производство спецсталей для автомобиле- и судостроения, строительства зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера и сейсмически опасных зон Дальнего Востока. Возведение же к 2020 году II-ой технологической очереди комплекса даст возможность тульским мастерам довести объемы производства этих видов проката до 3 млн тонн в год, что позволит существенно снизить зависимость отечественного стройкомплекса и машиностроения от зарубежных материалов.
— Металлургических проектов такого уровня не было уже очень давно, — заключает И.П.Калинина, — И в любом случае приятно, что НТЗМК вновь напрямую участвует в таком важном для страны процессе.