VERRINA: 35 лет в строю
Не заметить огромные листогибочные вальцы «Веррина» в 10 пролете основного производственного корпуса НТЗМК невозможно: словно гора, этот станок может служить главным ориентиром на сильно пересеченной местности цеха. Однако лишь самые опытные старожилы завода знают, что осенью 2016-ого «Веррина» отмечает 35-летие своей производственной деятельности. Неисчислимое множество заготовок прошло через тысячетонный пресс этого итальянского силача с 1981 года.
Юбилей удался на славу. Как в лучшие времена своей молодости, станок загружен работой на полную мощь, не останавливаясь в течение рабочей смены ни на минуту. Рядом возвышаются два штабеля металла: листовые заготовки из стали «пятидесятки» и изящно изогнутые царги, уже прошедшие обработку. По мере того как первая стопа уменьшается, а вторая растет, оператор станка — вальцовщик 4 разряда Степан Кузьминых — рассказывает о своей работе:
— Обечайки, которые мы сейчас изготавливаем для кожуха доменной печи ЕВРАЗа — это конструкции, с которыми справится уже далеко не каждый станок для гибки и вальцовки. Габариты деталей, толщина стали, величина допустимых отклонений требуют очень мощной гидравлики и тонких настроек, которыми обладают лишь единичные модели, — поясняет он. — Для «Веррины» же это рядовая работа и далеко не предел возможностей.
Действительно, станок создавался в эпоху, когда в нашей стране еще массово возводились предприятия-гиганты. Строительство доменных печей, нефтехранилищ, буровых установок, претендующих на звание самых крупных и мощных в Европе и в мире, требовало соответствующих габаритов промышленного оборудования. Возможность цилиндрической и конической вальцовки металла толщиной до 90 мм при ширине листа более 4000 мм, доступная «Веррине», была достойным ответом на вызов того времени. Немало задач было решено с ее помощью и в последующие десятилетия.
— Вальцовка — непростая технологическая операция, — продолжает свой рассказ Степан. — Чертежи бывают самыми разными: с сочетанием прямых и вальцованных участков, с вальцовкой в нескольких плоскостях и с нескольким радиусами, с гибкой сортового проката. Чтобы выполнить все эти конструкции, на заводе привлекается и другое оборудование: 4-валковые листогибочные вальцы отечественного производства, германский пресс Erfurt, листоправильные вальцы UBR. Но, конечно, «Веррина» — вне конкуренции.
Подобных станков-великанов, в полной мере сохранивших за три-четыре десятилетия своего активного применения работоспособное состояние, в нашей стране существует всего два-три. Подержанный аналог ЗМК-ской «Веррины» можно найти за рубежом: в Бельгии, Нидерландах, Южной Корее. Ничего подобного гидравлическим гигантам 80-ых сегодняшние станкостроительные заводы не выпускают. Соответственно, и вальцовщиков, умеющих работать на этом оборудовании, по всей России можно пересчитать на пальцах.
— У «Веррины» нет программного управления. Весь процесс полностью контролируется человеком, который, стоя за пультом, в реальном времени движениями своих рук гнет металл, как пластилин. Научиться этому за несколько дней невозможно — на это нужны годы, — считает наш собеседник. — Мне повезло учиться у человека, трудившегося за пультом этого станка со дня его установки более 30 лет — Станислава Ивановича Паламарчука. Сейчас передаю приобретенный опыт еще одному вальцовщику цеха — Андрею Никитюку. Уверен, что на «Веррине» нам работы еще на 35 лет вперед хватит.