Мосты через всю страну
В 2002 году Нижнетагильский завод металлоконструкций (НТЗМК) начал осваивать новое для себя направление – изготовление мостов. За это время предприятию удалось добиться определенных успехов в мостостроении и всерьез заявить о себе на общероссийском рынке. О перспективах и специфике изготовления тагильских мостов наш разговор с генеральным директором НТЗМК Виталием Парфеновым и его заместителем Максимом Беденко.
— Какое значение вы придаете развитию производства мостовых конструкций, насколько перспективен этот рынок?
В. П.: — Мы определили для себя здесь три направления. Первое. Сегодня в России есть много мостов, срок эксплуатации которых подходит к концу. Большая часть мостов западнее Волги были построены в послевоенные годы в период восстановления народного хозяйства. Восточнее Волги есть мосты, которые были построены еще до войны. Процесс обновления мостов, замены старых на новые – дело небыстрое, требует долгосрочного планирования и это задача государственного масштаба. Мы, как предприятие, уже сегодня смотрим в это не столь отдаленное будущее, видим потенциально большой объем работы для себя и готовим базу для того, чтобы принять участие в сооружении новых мостов. Второе. Мы внимательно следим за планами по освоению новых территорий, развитию транспортной системы и производственной инфраструктуры. Есть ряд проектов по развитию Полярного Урала, Красноярского края и Якутии, (где в настоящее время открыты и уже осваиваются месторождения угля и нефти) в которых мы также планируем участвовать. Третье направление – расширение уже существующей дорожной сети, где также в потенциале просматривается большой объем заказов на мостовые конструкции.
— В чем специфика изготовления мостовых конструкций?
М. Б.: — Мостовые конструкции относятся к стратегическим сооружениям, поэтому требования к ним предъявляются очень высокие. Например, срок службы моста согласно требованиям должен составлять 100 лет. Для обычных конструкций срок службы составляет 25 лет. Чтобы соответствовать этим требованиям мы у себя на предприятии, на существующих мощностях создали отдельный мостовой участок, сформировали коллектив. На участке работают сборщики, сварщики, слесари, обрубщики (занимаются скруглением сварных швов и кромок), которые прошли соответствующее обучение. Разработали отдельную технологию изготовления и сборки, технологическую оснастку. На сегодня мы освоили производство мостовых конструкций в полном соответствии с предъявляемыми требованиями. Речь идет в первую очередь о качестве сварных швов, зачистки, антикоррозийной обработки. К НТЗМК прикреплен представитель контролирующей организации (мостовой инспекции), который следит за качеством работы и принимает изделия (подписывает сертификат качества на мостовой блок). Кроме этого, конечно, существует наш заводской отдел технического контроля.
С начала 2012 года мы изготовили металлоконструкции и мостовые блоки для двух объектов. Первый – мост через реку Пенза (более 1,5 тысяч тонн), второй – автомобильная развязка (Джубга – Сочи), которая входит в комплекс олимпийских объектов в микрорайоне Голубые Дали в районе адлеровского автовокзала (около 1,5 тысяч тонн). С сентября планируем приступить к изготовлению мостовых конструкций для мостов через северные реки Свердловской области, для Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. В стадии разработки проект нашего участия в изготовлении большого автодорожного моста через реку Енисей в Красноярском крае.
— Что было самым сложным в достижении необходимых стандартов качества?
М. Б.: — Самые высокие требования предъявляются к антикоррозийной обработке поверхности мостовых конструкций, поскольку мосты эксплуатируются в условиях повышенной коррозийной опасности. Один из ключевых показателей – это степень шероховатости поверхности перед нанесением покрытия. Для этого мы установили новые камеры по дробеструйной обработке, где смогли достичь необходимых параметров. В течение 12 часов после проведения дробеструйной обработки на конструкцию наносится покрытие (сначала грунт, потом покраска).
— Планируете ли освоить производство железнодорожных мостов?
М. Б.: — В настоящее время мы уже прошли два предсертификационных аудита РЖД, в ближайшие полтора месяца завершим все необходимые мероприятия для прохождения сертификации и, думаю, что к октябрю получим сертификат РЖД на право изготовления железнодорожных мостов, к которым требования предъявляются еще более серьезные, чем к автомобильным.
— Какие можете назвать наиболее интересные объекты?
М. Б.: — Мост через реку Шегультан на севере Свердловской области. Мостовые блоки для сочинских объектов. Их можно назвать даже не столько конструкциями, сколько оборудованием. Это огромные блоки замкнутого коробчатого сечения с люками для обслуживания внутри эксплуатационными организациями.
— Какими вы видите перспективы по развитию производства мостов?
В. П.: — Изготовление мостов для нашей компании входит в число наиболее перспективных с точки зрения понимания спроса. Мы бы хотели довести долю мостов в нашем портфеле заказов до 15% (12 тысяч тонн в год). Сегодня мы готовы производить порядка 6 тысяч тонн в год. Для достижения поставленных целей в планах завода строительство к 2015 году нового цеха по производству мостовых конструкций. Кроме того, мы внимательно следим за тем, как развивается инженерная мысль в мостостроении. Есть понимание того, что в этой сфере будут все больше применяться новые композитные материалы, в частности углепластик, углеволокно и т. д. Поэтому мы уже сегодня думаем над тем, как подготовиться технологически для использования новых материалов. В целом же, мы видим для себя большой потенциал в мостостроении, поскольку это направление не только приносит прибыль компании, но позволяет постоянно совершенствовать технологический уровень и строить долгосрочные программы развития.